Нормативно-правовые документы для организации образовательного процесса по введению курса ОРКСЭ


ОРКСЭ презентация 

Федеральный уровень

  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2009 № 03-2567 «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ»
  • Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Москва, 2011
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации"
  • Письмо Правительства РФ от 20.07.2011 № МОН-П-1973 "О проекте доклада Президенту РФ"
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № МД-1446/03 «О работе стажировочных площадок»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089»
  • Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "

 Приказом Минобрнауки  России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312 внесены изменения в федеральный базисный учебный план ( вступает в силу с 1 сентября 2012г.) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012г.- 34 учебных часа в 4 классе.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

-познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

-развить представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучеии гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 Рекомендации по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области при введении в 4-х классах курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012/13 учебном году

При организации введения в 4-х классах 2012-2013 учебного года в общеобразовательные учреждения  курса «Основы религиозных культур и светской этики» необходимо знать, что  курс называется следующим образом: комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозной культуры и светской этики» ( для учебной рабочей программы)       

 Учебная нагрузка по ОРКСЭ  формируется путём перенесения 34 учебных часов из ресурса вариативной части БУП (региональный и школьный компоненты плана) в обязательную часть, федеральный компонент с соответственным уменьшением величины вариативного компонента в 4 классе. (Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 №74).

 В Базисном федеральном учебном плане ФГОС НОО (второго поколения) есть предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая в четвертом классе обеспечивается предметом: «Основы религиозной культуры и светской этики».

В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы. В Базисном федеральном учебном плане по ГОСам 2004 г. Приказом от 31.01.2012 №69 Минобрнауки России, были внесены изменения и дополнения, с тем, чтобы к изучению ОРКСЭ могли приступить и те школьники, которые начали учёбу ещё до введения ФГОС НОО. 1 час берется из вариативной части БУП.  (Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 №74).Обязательная часть увеличивается на 1час, вариативная уменьшается на 1 час.

Рекомендации по оценке знаний учащихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах общеобразовательных учреждений Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Необходимо провести заседание МО учителей по ОРКСЭ и принять решение о системе оценивания. На основании выписки из протокола внести изменения в Устав либо провести отдельным локальным актом.

Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

 Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

 

 Рекомендации по использованию учебных пособий при введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах  ОУ.

Методологической основой курса ОРКСЭ является модульность, которая позволяет родителям (законным представителям) и учащимся выбрать модуль соответствующий

 По решению Межведомственного координационного совета, с целью оказания методической помощи по подготовке, практической организации введения и успешного преподавания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений, используется УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (издательства «Просвещения), который включает  основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики, подготовлена книга для учителя, справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей.

 Для учащихся 4-5 классов основной школы, изучающих курс «Основы религиозной культуры и светской этики», подготовлены и выпущены издательством «Просвещение» учебные пособия:

 1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;

2. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;

3. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. И др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, 2010;

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

 В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход.

Каждое учебное пособие имеет общую структуру из четырех блоков и связано общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, способствующими формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающими уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

 


      

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
COPYRIGHT OF NEW WEBSITE
2012-2021г.